Русский язык
Конечно, никто не станет спорить о важности предмета «Русский язык» в школе.
Естественно, каждому ребёнку необходимо приобрести навык правильного (грамотного, красивого) письма. Необходимо научиться читать различные тексты, выделять в них главное, уметь оценить их своеобразие. Наконец, любой ученик должен уметь грамотно и точно выражать свои мысли — письменно и устно, — создавая тексты различных стилей и типов речи. И конечно, всякому культурному человеку нужны знания о структуре, истории родного языка.
Но при этом мне хочется, чтобы дети, приобретая «знания, умения и навыки», не утратили природного любопытства, живого интереса ко всему новому; чтобы язык, который они изучают в школе и которым пользуются в повседневной жизни, оставался для них всегда и родным, и загадочным, и знакомым, и таящим в себе множество сюрпризов и открытий. Хочется, чтобы они удивлялись его законам, «правильностям» и «неправильностям», чтобы стремились узнать о нём как можно больше, не ограничивая себя школьными учебниками.
За более чем пятнадцатилетний период работы в «Муми-тролле» я преподавала мумитролльцам (и не только) русский язык по самым разным учебникам: и по Эльконину, и по Соболевой, и по Поляковой, и по Бунеевым, и по Рамзаевой, и по Иванову, и по Канакиной… Знакома и с программами Граник и Соловейчик. Но в результате прихожу к тому, что какую бы программу я ни выбрала, всё равно прежде всего мне нужно ориентироваться на детей. Поэтому многие темы я объясняю и отрабатываю по-своему и стараюсь выбирать такое содержание и такую форму, которая лучше всего подойдет именно для этого класса. Я проходила обучение по театральной и социо-игровой педагогике, закончила курсы по первичному диагностированию дисграфии, знакома с историей языка и общим языкознанием, и стараюсь каждому ребенку дать то, что ему нужно, будь это игра, любовь к фантазированию, научный интерес и склонность к структурированию и логике или соревновательный азарт.
Мне нравится, когда и учитель, и ученики получают удовольствие от урока и совместного изучения предмета. И я стараюсь по возможности стремиться к этому.